Краткий путеводитель по ведению бизнеса в Китае.

В Китае — мощнейшая экономика с объемом 10 триллионов долларов и ежегодным ростом почти в 7%. Никогда еще в истории не было такой гигантской силы, способной перекроить экономику всего мира.

За последние 30 лет Китай открыл двери для иностранных компаний и теперь они могут делать свой вклад в экономический рост страны. А ведь во все другие времена эти двери были закрыты на замок. Для одних крупных мировых игроков рынка, например, производителей автомобильного оборудования, Китай стал единственным масштабным источником доходов, у других, представителей рынка услуг, появилась возможность побороться за существенное увеличение своей прибыли.

Теперь они могут делать свой вклад в экономический рост страны. А ведь во все другие времена эти двери были закрыты на замок. Для одних крупных мировых игроков рынка, например, производителей автомобильного оборудования, Китай стал единственным масштабным источником доходов, у других, представителей рынка услуг, появилась возможность побороться за существенное увеличение своей прибыли.

В этой статье мы рассмотрим основные тенденции следующего этапа экономического роста Китая: где можно будет получить наибольшие выгоды, а где могут возникнуть пробемы. А еще будут размышления о том, как иностранным компаниям создать успешный, крупный, а самое главное — прибыльный бизнес в Китае.

Тенденции экономического роста и новых возможностей в Китае

Тем временем как уменьшается вклад в экономику чистого экспорта и рынка недвижимости, растет внимание к инфраструктуре и такому новому источнику экономического роста, как внутреннее потребление. И насколько стабилен текущий рост китайкой экономики зависит от нескольких тенденций.

1.Государственная политика остается основной формирующей силой. Вспоминая различные стимулы второго квартала 2014 года, можно прийти к выводу, что у государства все еще есть в руках необходимые рычаги, которые позволяют достаточно резко и оперативно влиять на рост ВВП. Если взглянуть на другие текущие правительственные инициативы, маркетизация цен на электричество, воду, землю и капитал становится основным фактором влияния на поведение бизнеса, что позволяет по-новому сконцентрироваться на производительности — и это касается даже государственных предприятий. Внедрение частного капитала в государственные предприятия на национальном уровне проходит медленно. Есть всего несколько масштабных примеров — например частичная приватизация заправочных станций  Sinopec в размере 30 миллиардов долларов.

Sinopec является одним из немногих примеров масштабной приватизации. Источник: www.bloomberg.com

На уровне городов речь больше идет о продажах в таких сферах, как отельный бизнес.  Стоит также принять во внимание агрессивную антикоррупционную  кампанию во всех государственных предприятиях — в этом контексте иногда случается, что государство в буквальном смысле тормозит рост. Чиновники и руководители просто боятся брать на себя ответственность за решения, которые впоследствии могут быть использованы против них. Председатель Си уже больше десяти лет считает борьбу с коррупцией основой всей политики и он явно не собирается от этого отступать.

2. Средний класс — следующий важный фактор.

К среднему классу относятся люди, которые покупают себе новые дома, автомобили (в год китайцы покупают 18 миллионов автомобилей — это треть мирового рынка) и те, кто начинает все больше тратиться на услуги. Они и в будущем будут укреплять свои позиции как важного фактора экономического роста только в одном случае — если они и дальше сохранят уверенность в своем экономическом будущем и их расходы будут расти. Ожидается, что при нынешних темпах к 2022 больше 50% семей, проживающих в городах, перейдут в средний класс (то есть, годовой доход семьи составит 20-40 тысяч долларов), что составляет 100 миллионов семей за десять лет.

Средний класс в Китае: тратили, тратим и тратить будем! Источник: http://www.chinabusinessreview.com/

Сегодня больше 50% населения Китая живет в городах, но ожидается, что в будущем 10-15 миллионов человек в год будут продолжать переезжать в города из сельской местности. Сегодня необходима более продуманная интеграция приезжих в городах — местным властям придется позаботиться об инфраструктуре города и адаптировать ее под постоянно изменяющиеся условия. Когда мы говорим об улучшении инфраструктуры, имеем в виду кажый аспект — от более эффективных транспортных развязок до модернизации водопровода. Конечно, для достижения целей потребуются колоссальные инвестиции, учитывая, сколько всего нужно будет сделать.

Многие предприятия испытывают новый уровень ценового давления и давления на рентабельность.

  • Рентабельность государственных предприятий упала на треть за последние четыре года. Часто это связано с тем, что отрасли, в которых работают государственные предприятия (от производства стали до телекоммуникаций), просто растет медленнее. По стандартам Китая за последние 30 лет эти отрасли уже стали зрелыми. И это влияет на три момента — производственные инициативы, диверсификацию и глобализацию. Причем, по двум последним пунктам есть расхожее мнение, что успех в одной отрасли автоматически приведет к успеху в другой отрасли. А там и до всеобщего успеха в стране рукой подать.

  • Международные компании, которые продают продукцию китайским потребителям, часто успешны за счет наличия необходимых навыков в понимании потребностей потребителей, брендировании и разработке ценовой политики. Это отличает их от местных компаний, которые, хотя и достаточно крупные, но все еще занимаются разработкой своего функционального потенциала до стандартов мирового уровня. Однако у тех фирм, которые ведут дела с государством, поиск возможности выйти на рынок идут куда сложнее.

Одни из крупнейших, наиболее успешных и инновационных интернет-компаний мира созданы в Китае. Учитывая, как быстро потребители из Китая осваивают интернет, есть вероятность того, что во многих других отраслях Китая могут возникнуть серьезные проблемы. Китайским потребителям до сих пор в новинку традиционные методы покупок и работы с банками (ведь в большинстве городов первые крупные торговые центры появились не так давно) и поэтому они стремятся перейти на онлайн покупки. Когда у людей мало непосредственного опыта работы с банками — неудивительно, что им хочется с головой погрузиться в онлайн и не общаться с банком вживую.

В Китае стремительно развиваются интернет-компании. Источник: clapway.com

Сегодня практически нереально добиться успеха при работе с потребителями Китая, если у вас нет параллельных онлайн и оффлайн стратегий. Владельцы крупных торговых центров вовсю ищут варианты новой экономической модели. Розничные продавцы стараются упорядочить свои национальные дистрибутивные цепи для контроля цен продажи продуктов онлайн. Различные онлайн сервисы по управлению активами смогли собрать 100 миллиардов долларов менее чем за 100 дней — это заставляет традиционные банки увеличить ставки на депозиты. Такое положение дел только сейчас начинает влиять на трудоустройство, однако уже можно предположить, что в следующие несколько лет миллионы так называемых «воротничков» окажутся не у дел.

Риски

Конечно в данном периоде роста заложены определенные риски. Китайские потребители все еще действуют достаточно просто. Ошибка сервиса по управлению активами или спад на рынке продажи жилья — и все, они тут же потеряют уверенность. А это, в свою очередь, может вызвать кризис в стране: потребители будут ограничивать свои затраты, рынок начнет от этого страдать, потребители станут тратить еще меньше, принимая во внимание плохое состояние рынка и т.д. — в общем, замкнутый круг. Только те, кому за сорок, помнят, что такое экономический спад в Китае и как действовать в такой ситуации.

Острова Сенкаку/Дяоюйдао - один из многочисленных поводов для сложных отношений между Китаем и Японией. Источник: www.telegraph.co.uk

Другие риски, связанные с ростом — это геополитические риски. Особенно это касается отношений Китая с Японией, где доверие к правительству очень сильно зависит от мнения пользователей интернета. Еще один риск связан с трудоустройством выпускников туда, где их образование действительно нужно. В год примерно 3 миллиона выпускников из 7 находят работу, которая требует диплом. Оставшиеся 4 миллиона по сути могут только мечтать о том, чтобы примкнуть к среднему классу и купить себе машину и дом. В итоге мы имеем широкую растущую прослойку недовольных и нереализованных граждан.