WeChat: как работает самый крутой (не только) мессенджер в мире

WeChat: как работает самый крутой (не только) мессенджер в мире

WeChat

WeChat — это не просто мессенджер. О нем много написано и много сказано, но не все за пределами Китая понимают как он работает. Многие из функций просто не видны за пределами страны, например, городские сервисы. WeChat — пример того, как могут развиваться мобильные приложения в будущем. Он не начинался с веб-сайта, а ему не пришлось переходить на мобильную версию. WeChat сразу бал таким. В Китае ⅓ населения пользуется смартфонами. Эта страна перескочила через эру ПК и сразу оказалась в эре мобильных.

Средняя выручка с пользователя у WeChat  — $7! Итак, как же они этого добились?

Но для начала: что такое WeChat?

На китайском название звучит как Weixin — микрописьмо. В первую очередь это приложение для обмена текстовыми и голосовыми сообщениями, а также фотографиями с друзьями и близкими. Оно было запущено 4 года назад компанией Tencent .

Логотип WeChat

Логотип WeChat.

Скачать WeChat можно бесплатно, и реклама в нем только начала появляться. Откуда же такая выручка? Функционал. Через это приложении вы можете вызвать такси, заказать еду, купить билеты в кино, играть в игры, зарегистрироваться на рейс, отправить деньги друзьям, есть доступ к фитнес-трекеру. А еще — записаться к врачу, оплатить счета за коммуналку, получить выписку из банка, распознать понравившуюся песню, даже найти книгу в местной библиотеке (представляете, человек находит книгу через приложение и идет за ней в библиотеку!), следить за новостями звезд, читать статьи в журналах, заниматься благотворительностью. И это все в одном приложении! Согласитесь это очень удобно.

1. Модель приложение-в-приложении — меняет все, что мы раньше знали о “web vs. mobile”

Реклама в Бразилии. Источник: www.youtube.com

Если Facebook  и WhatsApp считают прирост по количеству активных юзеров, то WeChat интересует, как часто пользователи обращались к приложению со своими потребностями. Они стремятся заполнить все сферы жизни. И все это достигается путем внедрения миллионов (а не каких-то жалких тысяч) небольших приложений в WeChat. В каком-то смысле это напоминает веб-браузер. Все эти приложения называются “официальными аккаунтами”. На данный момент насчитывается более 10 млн таких аккаунтов. Это звезды, банки, модные бренды, аптеки, различные стартапы и т.д.

Пользователи всегда залогинены во все приложения. И у них нет необходимости устанавливать какие-либо дополнения. Для разработчиков тоже есть преимуществ — нет необходимости разрабатывать приложения для разных ОС. Иногда для них достаточно просто иметь веб-страничку.

2.  Платежи как доступ к новому мобильному миру

Кошелек. Источник: www.china.org.cn

Как выглядит Кошелек (Wallet). Источник: a16z.com

Один из пяти платежей пользователей WeChat проходит через Кошелек. Только представьте сколько транзакций проходило бы через Messenger Facebook, если бы пользователи подключили свои кредитные карты. И насколько чаще нажималась бы на Pinterest кнопочка “Купить”. В общем, любая соцсеть только выиграла бы от такого нововведения.

Сейчас WeChat практикует офлайн-платежи с помощь QR-кода на различных мероприятиях, в ресторанах, отелях. Преимущества “Кошелька”:

  1. все партнеры проверены Tencent;

  2. автоматическая идентификация и платеж;

  3. возможность всегда оставаться в системе WeChat.

Приложение EasyTaxi. Источник: thenextweb.com

Приложение EasyTaxi.

3. Власть там, где правит коммерция

WeChat совместно с партнерами предлагает пользователям разные плюшки. Например на китайский Новый год все, кто отправил деньги в подарок через WeChat получил скидку на такси.

Источник: iran-barca-10pic.blogfa.com

Месси — лицо WeChat. Источник: iran-barca-10pic.blogfa.com

WeChat разрабатывает возможность для открытий онлайн-магазинов. Многие компании входящие в платежную систему WeChat были открыты Tencent, ну либо Tencent — их инвестор. Таким образом стартапы получают поддержку, ну а интернет-гигант — миллионы клиентов.

4.  Когда мобильный становится частью реального мира

QR-коды в WeChat. Источник: www.youtube.com

QR-коды в WeChat. Источник: www.youtube.com

Обычно мы не видим уровень интеграции мобильным в реальную жизнь, но не в Китае и не с  WeChat. WeChat исполььзует абсолютно все функции телефона. Камера — сканирование и перевод текста с английского. GPS — поиск ближайших организаций. Микрофон — определение песни или ТВ-шоу. Акселерометр — поиск поблизости новых знакомств. Bluetooth — добавление друзей.

Тим Кук назвал WeChat  одним из топовых приложений для Apple Watch. И это с учетом того, что функция онлайн-оффлайн интеграции еще не задействована.

5. Взгляд по-новому на бренды и знаменитостей

Камера WeChat, которая работает в режиме реального времени. Источник: a16z.com

Камера WeChat, которая работает в режиме реального времени. Источник: a16z.com

В 2011 году, когда WeChat только был создан, в Китае был популярен аналог Twitter Sina Weibo. Там были все: звезды, влиятельные личности, бренды, компании. Чтобы заполучить свою аудиторию WeChat пришлось изменить систему и начать приносить реальную пользу людям.

Приложение дает возможность разработчикам коммуницировать именно со своей целевой аудиторией. И это все абсолютно бесплатно. в то время как другие соцсети за подобное берут деньги.

*  *  *

Пожалуй многим стоит поучиться у WeChat, как правильно работать с клиентами и как при этом зарабатывать. Вопрос в том сможет ли какая-либо компания за пределами Поднебесной повторить этот успех. Согласитесь, ведь удобно, когда все приложения под рукой. Посмотрим, может в Китае придумают что-нибудь еще лучше?